Учебно-научный центр физико-химической биологии СГУ и ИБФРМ РАН
- 26005 просмотров
- 09.04.2015
- Распечатать
Учебно-научный центр (УНЦ) физико-химической биологии Саратовского государственного университета (СГУ) и ИБФРМ РАН официально был организован в 1998 г. Однако работа с научной молодежью фактически ведется в ИБФРМ РАН со времени его основания, и именно выпускники СГУ – одного из старейших и авторитетных вузов России – составляют кадровую основу Института.
Материалы книги В.В. Игнатова «Саратовский университет и академические институты (на пути интеграции науки и образования)»
Положение об УНЦ было утверждено совместным приказом по СГУ и ИБФРМ РАН в 2002 г. После ряда уточнений оно послужило основой Договора о сотрудничестве между СГУ и ИБФРМ РАН в развитии УНЦ, подписанного в октябре 2004 г., и в обновленной редакции – в декабре 2010 г.
Главной целью УНЦ является подготовка высококвалифицированных специалистов в области физико-химической биологии с использованием результатов работы по интеграции академической науки с вузовским образованием, достигнутых в ИБФРМ РАН и СГУ, обеспечивающих привлечение молодежи к участию в исследованиях по приоритетным научным направлениям.
Основными задачами деятельности УНЦ являются:
Со студентами СГУ проводятся лекционные и практические занятия, обеспечивается проведение их производственной практики, выполнение курсовых и дипломных работ, а также диссертационных работ соискателей и аспирантов ИБФРМ РАН. Ряд помещений в ИБФРМ РАН переоборудован в учебные аудитории. В научных подразделениях студентам предоставляются рабочие места для выполнения практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ с использованием имеющегося в них оборудования для микробиологических, биохимических и физико-химических исследований. Студентам обеспечен доступ к фондам научной библиотеки ИБФРМ РАН, а также доступ к информационным ресурсам Федеральной научно-образовательной сети и сети Интернет через узел связи СГУ, включая доступ к международным электронным библиотекам, посредством локальной сети ИБФРМ РАН, насчитывающей более 90 компьютеров.
Все темы курсовых и дипломных работ студентов, проходящих обучение в УНЦ (а также исследовательских работ аспирантов), формируются в соответствии с планами НИР лабораторий ИБФРМ. При общей численности научных сотрудников 70 человек, ежегодно в УНЦ обучаются и участвуют в научной работе более 60 студентов с перечисленных выше факультетов СГУ и более 10 аспирантов. Многие из них становятся соавторами научных публикаций и докладов на научных конференциях.
Студенты, проходящие специализацию в УНЦ, систематически занимают призовые места и становятся лауреатами конкурсов, проходящих в рамках региональных, российских и международных студенческих научных конференций.
По инициативе и активном участии ИБФРМ РАН были организованы и проведены в г. Саратове три важных учебно-методических мероприятия – Совещание представителей университетов Приволжского федерального округа и институтов Саратовского научного центра РАН «Разнообразие образовательной деятельности и пути интеграции вузовской и академической науки» (СГУ, 11-12 февраля 2003 г.), Рабочее совещание «Об опыте создания и работе учебно-научных центров на базе высших учебных заведений России и институтов РАН» (ИБФРМ РАН, 27-29 мая 2003 г.) и 2-е Рабочее совещание по проблемам и перспективам интеграции академической науки и вузовского образования (ИБФРМ РАН, 11-12 ноября 2008 г.). Усилия участников совещаний были направлены на решение проблем повышения эффективности контактов «институт – вуз».
Новые возможности для повышения эффективности научно-образовательной деятельности в ИБФРМ РАН, непосредственно касающиеся студентов и аспирантов, открылись в связи с организацией на его базе в 2010 году Центра коллективного пользования «Симбиоз», оснащенного самым современным высокопроизводительным научным оборудованием.
Учебно-методические пособия, изданные сотрудниками Института:
1. Бурыгин Г.Л., Матора Л.Ю., Сигида Е.Н., Щеголев С.Ю. Практические занятия по физико-химическим методам исследования биополимеров: учеб.-метод. пособие для студ.-химиков / Под ред. С.Ю. Щеголева. – Саратов: Новый ветер, 2013. – 54 с.: ил.
2. Панфилова Е.В., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. биол. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по напр. «Биология (020400.62 Бак.)», «Радиофизика (011800.62 Бак.)». – Саратов, 2013. – 24 с.: ил.
3. Ханадеев В.А., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. хим. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по направлениям «Химия (020100.62 Бак.)», «Радиофизика (011800.62 Бак.)». – Саратов, 2013. – 18 с.: ил.
4. Панфилова Е.В., Бибикова О.А., Богатырев В.А., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. биол. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по напр. «Биология (06.03.01 Академический бакалавр)», «Радиофизика (03.03.03 Академический бакалавр)». - Саратов, 2014. – 17 с.: ил.
5. Ханадеев В.А., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов. – Саратов, 2014. – 22 с.: ил.
6. Панфилова Е.В., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. биол. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по напр. «Биология (06.03.01 Академический бакалавр)», «Радиофизика (03.03.03 Академический бакалавр)». - Саратов, 2015. – 12 с.: ил.
7. А.Ю. Прилепский, С.А. Староверов, В.А. Богатырев : учеб.-метод. пособие для студ. биол. и физ. фак., обучающихся по напр. «Биология (06.03.01 Академический бакалавр)», «Физика (03.03.02 Академический бакалавр)». - Саратов, 2016. – 68 с.: ил.
Материалы книги В.В. Игнатова «Саратовский университет и академические институты (на пути интеграции науки и образования)»
Положение об УНЦ было утверждено совместным приказом по СГУ и ИБФРМ РАН в 2002 г. После ряда уточнений оно послужило основой Договора о сотрудничестве между СГУ и ИБФРМ РАН в развитии УНЦ, подписанного в октябре 2004 г., и в обновленной редакции – в декабре 2010 г.
Главной целью УНЦ является подготовка высококвалифицированных специалистов в области физико-химической биологии с использованием результатов работы по интеграции академической науки с вузовским образованием, достигнутых в ИБФРМ РАН и СГУ, обеспечивающих привлечение молодежи к участию в исследованиях по приоритетным научным направлениям.
Основными задачами деятельности УНЦ являются:
- объединение усилий научно-педагогических коллективов СГУ и ИБФРМ РАН в работе по привлечению студентов и аспирантов к фундаментальным научным исследованиям и совершенствованию учебно-методической работы в области физико-химической биологии с оперативным включением полученных результатов в учебный процесс;
- повышение качества научно-педагогической деятельности посредством эффективного обмена информацией о достигнутых научных результатах и распространения новых знаний среди научной молодежи;
- оказание научно-организационной, методической и консультативной помощи высшим учебным и научно-исследовательским учреждениям в деле интеграции научной и образовательной деятельности.
Со студентами СГУ проводятся лекционные и практические занятия, обеспечивается проведение их производственной практики, выполнение курсовых и дипломных работ, а также диссертационных работ соискателей и аспирантов ИБФРМ РАН. Ряд помещений в ИБФРМ РАН переоборудован в учебные аудитории. В научных подразделениях студентам предоставляются рабочие места для выполнения практических, лабораторных, курсовых и дипломных работ с использованием имеющегося в них оборудования для микробиологических, биохимических и физико-химических исследований. Студентам обеспечен доступ к фондам научной библиотеки ИБФРМ РАН, а также доступ к информационным ресурсам Федеральной научно-образовательной сети и сети Интернет через узел связи СГУ, включая доступ к международным электронным библиотекам, посредством локальной сети ИБФРМ РАН, насчитывающей более 90 компьютеров.
Все темы курсовых и дипломных работ студентов, проходящих обучение в УНЦ (а также исследовательских работ аспирантов), формируются в соответствии с планами НИР лабораторий ИБФРМ. При общей численности научных сотрудников 70 человек, ежегодно в УНЦ обучаются и участвуют в научной работе более 60 студентов с перечисленных выше факультетов СГУ и более 10 аспирантов. Многие из них становятся соавторами научных публикаций и докладов на научных конференциях.
Студенты, проходящие специализацию в УНЦ, систематически занимают призовые места и становятся лауреатами конкурсов, проходящих в рамках региональных, российских и международных студенческих научных конференций.
По инициативе и активном участии ИБФРМ РАН были организованы и проведены в г. Саратове три важных учебно-методических мероприятия – Совещание представителей университетов Приволжского федерального округа и институтов Саратовского научного центра РАН «Разнообразие образовательной деятельности и пути интеграции вузовской и академической науки» (СГУ, 11-12 февраля 2003 г.), Рабочее совещание «Об опыте создания и работе учебно-научных центров на базе высших учебных заведений России и институтов РАН» (ИБФРМ РАН, 27-29 мая 2003 г.) и 2-е Рабочее совещание по проблемам и перспективам интеграции академической науки и вузовского образования (ИБФРМ РАН, 11-12 ноября 2008 г.). Усилия участников совещаний были направлены на решение проблем повышения эффективности контактов «институт – вуз».
Новые возможности для повышения эффективности научно-образовательной деятельности в ИБФРМ РАН, непосредственно касающиеся студентов и аспирантов, открылись в связи с организацией на его базе в 2010 году Центра коллективного пользования «Симбиоз», оснащенного самым современным высокопроизводительным научным оборудованием.
Учебно-методические пособия, изданные сотрудниками Института:
1. Бурыгин Г.Л., Матора Л.Ю., Сигида Е.Н., Щеголев С.Ю. Практические занятия по физико-химическим методам исследования биополимеров: учеб.-метод. пособие для студ.-химиков / Под ред. С.Ю. Щеголева. – Саратов: Новый ветер, 2013. – 54 с.: ил.
2. Панфилова Е.В., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. биол. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по напр. «Биология (020400.62 Бак.)», «Радиофизика (011800.62 Бак.)». – Саратов, 2013. – 24 с.: ил.
3. Ханадеев В.А., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. хим. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по направлениям «Химия (020100.62 Бак.)», «Радиофизика (011800.62 Бак.)». – Саратов, 2013. – 18 с.: ил.
4. Панфилова Е.В., Бибикова О.А., Богатырев В.А., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. биол. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по напр. «Биология (06.03.01 Академический бакалавр)», «Радиофизика (03.03.03 Академический бакалавр)». - Саратов, 2014. – 17 с.: ил.
5. Ханадеев В.А., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студентов, магистрантов и аспирантов. – Саратов, 2014. – 22 с.: ил.
6. Панфилова Е.В., Хлебцов Б.Н., Хлебцов Н.Г. : учеб.-метод. пособие для студ. биол. фак. и фак. нелинейных процессов, обучающихся по напр. «Биология (06.03.01 Академический бакалавр)», «Радиофизика (03.03.03 Академический бакалавр)». - Саратов, 2015. – 12 с.: ил.
7. А.Ю. Прилепский, С.А. Староверов, В.А. Богатырев : учеб.-метод. пособие для студ. биол. и физ. фак., обучающихся по напр. «Биология (06.03.01 Академический бакалавр)», «Физика (03.03.02 Академический бакалавр)». - Саратов, 2016. – 68 с.: ил.
Авторизация
Обнаружили неточность?
Если Вы нашли ошибку в тексте – выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter